antony_w (antony_w) wrote,
antony_w
antony_w

Category:

Крупный бизнес в мире переходит на ВИЭ



В мае Facebook, Microsoft и еще 60 американских транснациональных корпораций совместно с организациями по защите окружающей среды создали Альянс потребителей возобновляемой энергии, цель которого заключается в содействии вводу к 2025 г. в США 60 ГВт новых электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). Альянс будет помогать бизнесу преодолевать регуляторные барьеры и препятствия, возводимые энергетическими компаниями на пути к использованию более чистой энергии. Основной мотив создания нового проекта – неудовлетворенность американских корпораций возможностями закупки чистой энергии у энергетических компаний, трудности с ее закупкой у девелоперов ВИЭ-проектов и ограниченность этих опций в некоторых штатах – в особенности для не очень крупных корпоративных потребителей.

Это событие показывает, что возобновляемая энергетика интересна не только странам-энергоимпортерам, активно субсидировавшим данный сектор в течение последних десятилетий, но и успешному международному бизнесу. На фоне снижения налоговых льгот для ВИЭ в США и зеленых тарифов на возобновляемую электроэнергию в Европе с последующей заменой этих щедрых тарифов аукционами подобные новости свидетельствуют о следующем: момент, когда возобновляемая энергетика станет повсеместно конкурентоспособной, очень близок (в ряде регионов это уже так, если верить аналитикам МЭА, ИРЕНА, банков Deutsche Bank и Lazard и др.).

Альянс намерен сделать потребление чистой энергии «новой нормальностью». Следует отметить, что у международного бизнеса уже есть серьезные наработки в этой сфере. В конце прошлого года General Motors (GM) подписала контракт сроком на 14 лет на закупку электроэнергии для своего техасского завода у компании EDP Renewables North America. Для выполнения контракта EDP построит ветроэлектростанцию мощностью 30 МВт на территории ветропарка в округе Идальго (штат Техас) общей мощностью 250 МВт. Энергии от EDP будет достаточно для производства 125 000 автомобилей в год (половина загрузки техасского завода). И это далеко не единственный пример и даже не первая инвестиция GM в ВИЭ.

С 2014 г. в мире проводится кампания RE100, целью которой является добровольный переход корпораций на полное обеспечение своих потребностей в электроэнергии за счет ВИЭ к определенному сроку, например к 2020 г. или 2030 г. Если в январе 2015 г. в инициативе RE100 участвовало всего 15 компаний, то к маю 2016 г. их число возросло до 58. Участники имеют преимущественно европейское и североамериканское происхождение (Starbucks, Coca-Cola, Mars, Nike, H&M, IKEA, Walmart, BMW и др.), хотя среди них встречаются и компании из развивающихся стран, в частности из Китая (Elion Resources Group, BROAD Group) и Индии (Infosys, Tata). Прогресс RE100 следует признать достаточно быстрым: участники на полпути к заявленной цели, а к 2020 г. присоединившиеся к инициативе компании в среднем планируют обеспечивать свои потребности в электроэнергии на 80% за счет ВИЭ.

Отдельной и очень большой темой является переход интернет-компаний на использование возобновляемой энергии. По имеющимся оценкам, американские интернет-компании ежегодно используют более 2% всей вырабатываемой в стране электроэнергии, и в последнее время из-за этого они подвергались серьезной критике со стороны общественности. Поэтому еще в 2012 г. была начала кампания по повышению доли ВИЭ в энергообеспечении центров обработки и хранения данных. В ней приняли участие Adobe, eBay, Facebook, LinkedIn и др. Эта кампания стала частью инициативы «Альянс потребителей возобновляемой энергии».

Для перехода на ВИЭ бизнес имеет следующие основные возможности: заключение контракта с энергетической компанией; заключение контракта с девелопером ВИЭ-проектов; приобретение сертификатов, подтверждающих выработку электроэнергии за счет ВИЭ; строительство и эксплуатация собственных генерирующих мощностей (как подключенных, так и не подключенных к сети).

Чаще всего используются первые три опции, поскольку они обычно не предполагают капиталовложений (только регулярные платежи или оплату сертификатов), трудоустройства специалистов в области ВИЭ, управления бизнесом, на котором компания не специализируется, и, следовательно, являются наиболее целесообразными с экономической точки зрения. Но даже если компании не возводят свои мощности и не получают возобновляемую электроэнергию напрямую от поставщика, они осуществляют платежи по своим контрактам и в конечном итоге стимулируют инвестиции в новые ВИЭ-электростанции, повышая общую долю чистой энергии в сети.

Еще совсем недавно большинство крупных компаний ни за что не стали бы брать на себя амбициозные обязательства в сфере ВИЭ. Однако, ввиду того что в последние 5–6 лет средняя стоимость фотоэлектрических элементов, из которых состоят солнечные панели, снизилась приблизительно на 80%, а стоимость ветрогенераторов – на 45%, переход на ВИЭ стал экономически целесообразным для корпоративного сектора даже при текущих низких ценах на ископаемое топливо, которые, кстати, имеют весьма опосредованное отношение к ценам на электроэнергию. Более того, ожидается, что в ближайшие годы технологии ВИЭ продолжат дешеветь, что вряд ли можно сказать о традиционной электроэнергетике. Таким образом, бизнес просто надеется сэкономить. Немаловажными с экономической точки зрения являются и репутационные доводы. Клиентам уже недостаточно отсутствия новостей о негативных экологических последствиях деятельности компаний – они вынуждают компании снижать выбросы парниковых газов и развивать ВИЭ. Многие компании даже располагают солнечные панели в местах, которые видны их партнерам и сотрудникам, в целях демонстрации своей приверженности чистой энергетике.

В России крупные корпорации пока не готовы брать на себя обязательства даже по частичному переходу на обеспечение своих потребностей в электроэнергии за счет ВИЭ. Тем не менее российский бизнес не сможет остаться в стороне от глобальных тенденций. В последние годы под давлением иностранных инвесторов и клиентов ориентированные на внешние рынки крупные российские компании были вынуждены включать в свою отчетность данные о выбросах парниковых газов и о действиях, направленных на их сокращение. Evraz и Архангельский ЦБК даже стали выпускать отдельные отчеты о выбросах. Также, по данным CDP, около 10% из 100 крупнейших по уровню капитализации российских компаний составляют такие отчеты по требованию инвесторов или клиентов. Более того, начиная с 2017 г. российские организации с годовым объемом выбросов свыше 50 000 т СО2-эквивалента, а также авиационные, железнодорожные, речные и морские перевозчики будут обязаны отчитываться о выбросах. Очевидно, что со временем аналогичные тенденции будут наблюдаться и в сфере ВИЭ.

Tags: бизнес, электроэнергетика
Subscribe

Posts from This Journal “электроэнергетика” Tag

promo antony_w august 17, 2014 11:48 18
Buy for 10 tokens
Есть блог, в котором написано много постов про роботов: ссылка И там есть несколько статей о замене рабочих мест человека роботами: Уже к 2018 году роботы отберут у человека часть профессий Рабский труд без зарплаты Армия роботов: зачем она нужна обильной людьми Поднебесной и кому может…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments