antony_w (antony_w) wrote,
antony_w
antony_w

Жить по законам бизнеса

Ученый Владимир Васильев — о том, как могут зарабатывать современные университеты



Экономика будущего — это «экономика знаний»: тот, кто владеет новейшими знаниями и технологиями, владеет всем. Поэтому естественно, что в передовых странах, таких как США или Великобритания, роль драйвера экономического развития переходит к университетам как интеллектуальным лидерам, поставщикам элитных кадров и интеллектуальной собственности для рынка — и государственного, и частного.

Однако для того, чтобы успешно выполнять эту роль, особенно с учетом все возрастающей конкуренции, университеты сами должны развиваться и функционировать как бизнес-структуры, что подразумевает прежде всего формирование в них предпринимательской культуры и обретение финансовой независимости.

Долгое время вузы обеспечивались главным образом за счет государственных субсидий на образование и науку — так называемого «первого канала финансирования». Затем появился «второй канал» — система конкурсного распределения средств на поддержку университетов (различные гранты и целевые программы). «Третий канал» составляют платные образовательные услуги, а также выполнение НИОКР по заказу государства и бизнеса, коммерциализация научных разработок, отдача на инвестиции в создание собственных компаний, научный консалтинг.

Западные университеты и немногие российские вузы используют для своего развития и «четвертый канал» — средства фондов целевого капитала (эндаумент-фондов). В нашей стране львиная доля финансирования университетов все еще поступает от государства, тогда как в развитых экономиках ситуация прямо противоположная: основной канал — это внебюджетные средства. Опыт ведущих стран, а также передовых российских университетов подтверждает: именно те вузы, которые умеют самостоятельно зарабатывать деньги, наиболее успешны в научно-образовательной деятельности и вносят наибольший вклад в инновационную экономику, становясь лидерами и центрами создания новых технологических отраслей.

Так, например, Массачусетский технологический институт можно назвать одиннадцатой экономикой мира по совокупным доходам компаний, созданных выпускниками. МТИ выпускает около 300 патентов и получает доход от лицензионной деятельности от $70 млн до $90 млн ежегодно. 90,4% фундаментальных исследований, проводимых в Стэнфордском университете, транслируются в коммерческий R&D. Национальный университет Сингапура является третьим патентодержателем в стране, ежегодно патентуя более 250 разработок; более трети дохода вуза поступает от взаимодействия с бизнес-сообществом. В Университете Бирмингема доход от исследований в 2005–2006 годах составил более £76 млн — это более 46% общего дохода от исследований и разработок во всем регионе!

Коммерциализация интеллектуальной собственности может и должна составлять существенную часть дохода вуза — речь идет не только о научных разработках, но и о других интеллектуальных продуктах, в том числе учебно-методических материалах. Я считаю, российским университетам подходит израильская модель коммерциализации, в которой прибыль от продажи лицензии и роялти делится между тремя сторонами: 40% — инвестору, 40% — разработчику и 20% — университету.

Однако подчеркну, что современные университеты должны не просто исполнять заказы на НИОКР, а сами активно создавать и коммерциализировать технологии, основывать инновационные компании. Для этого у них есть все ключевые ресурсы: и компетенции, необходимые для решения научно-прикладных задач в той или иной отрасли, и лабораторная база, и кадры с соответствующим опытом. В помощь предпринимательским инициативам студентов и сотрудников университет активно развивает собственную инновационную инфраструктуру: бизнес-инкубатор, стартап-акселератор, технопарк и другие элементы.

Ключевая проблема для развития «третьего» и «четвертого» каналов финансирования вузов в России — отсутствие времени. Четверти века рыночной экономики недостаточно для того, чтобы создать критическую массу успешных бизнес-компаний в технологической индустрии. Низкий уровень предпринимательской культуры, преобладание государственного капитала над частным в структуре национальной экономики, не самый благоприятный инвестиционный климат и практически полное отсутствие рынка интеллектуальной собственности в стране — вот основные вызовы, с которыми сталкиваются сегодня предпринимательские университеты. И мы эти задачи активно решаем — через разработку собственных инструментов и участие в проектах федерального уровня, цель которых — обеспечить глобальное лидерство России на высокотехнологичных рынках (в первую очередь в реализации Национальной технологической инициативы).

Современный предпринимательский университет должен быть «больше, чем компания»: мы должны организовывать бизнес-процессы с учетом лучшего опыта управления в корпорациях, на принципах высокой эффективности и отдачи, но помнить о том, что горизонт планирования жизни университета как центра формирования новых технологий, бизнесов, инфраструктур и отраслей, а главное — точки развития личности и работы с талантами гораздо дальше, чем горизонт развития любой компании и срок реализации любой госпрограммы.

Автор — ректор Университета информационных технологий механики и оптики (ИТМО), вице-президент Российского союза ректоров.

Tags: экономика
Subscribe

Posts from This Journal “экономика” Tag

promo antony_w august 17, 2014 11:48 18
Buy for 10 tokens
Есть блог, в котором написано много постов про роботов: ссылка И там есть несколько статей о замене рабочих мест человека роботами: Уже к 2018 году роботы отберут у человека часть профессий Рабский труд без зарплаты Армия роботов: зачем она нужна обильной людьми Поднебесной и кому может…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments