antony_w (antony_w) wrote,
antony_w
antony_w

Образовательные тренды: мы будем учиться у машин



Образование притягивает к себе технологичные тренды на любой вкус — VR, ИИ, геймификация, блокчейн... «Хайтек» проанализировал тренды 2016 года и попытался понять, куда идут образовательные технологии.

Робот-учитель, VR и Скайнет


Если соединить все образовательные технологические тренды, то получится, что школы будущего превратятся в то место, куда ребенка будет тянуть по утрам из дома, как магнитом. Робот-учитель объясняет математику, учебники на основе искусственного интеллекта адаптируют свое содержание под ученика так, чтобы ему всегда было интересно, на уроке истории класс путешествует на рыцарские поединки в шлемах виртуальной реальности, а на ОБЖ — изучает правила поведения при зомби-апокалипсисе, играя в MincraftEdu.

Одна из самых завораживающих тем — роботизация. Некоторые эксперты прогнозируют, что искусственный интеллект станет будущим образования — и приводят убедительные доводы. Именно ИИ лежит в основе учебников, которые анализируют эмоции учащихся, и динамически адаптируют свое содержание так, чтобы удержать их интерес. Тот же искусственный интеллект делает выводы из проведенных уроков на платформе Third Space Learning и дает учителям советы, что и как им стоит улучшить. Робота-учителя создали и планируют внедрять в Томске, а в Казани робот «Ева» уже провел свои первые уроки по информатике и робототехнике. Но здесь важно понимать, что такое — ИИ.

Современный ИИ — это не Скайнет, а алгоритмы анализа больших данных. Так называемый «черный ящик», который скрыт внутри любой ИТ-системы. Эти алгоритмы умеют собирать информацию, обрабатывать ее, строить прогнозы и давать советы, они даже имеют интерфейсы общения с людьми. Они умеют «думать», но делают это иначе, совсем не как человек. Такой искусственный интеллект пока не может заменить учителей — и не все эксперты считают, что ему стоит когда-нибудь это сделать.

В 1989 году в США вышел фильм «Класс 1999» об учителе-роботе. О том, как военные разработки по искусственному интеллекту попытались адаптировать для обучения детей — и что из этого вышло (ничего хорошего). Робот не обладает чувствами, эмоциональной и интеллектуальной гибкостью. А человеческий фактор остается важной составляющей образовательного процесса — каждый из нас может вспомнить своего школьного учителя, который «заразил» любовью к предмету и помог раскрыть свои таланты. А потому на сегодняшний день лучшие ИИ-технологии — это пока не замена, а помощь для учителя.

Главная цель образовательных технологий — сделать обучение интереснее и продуктивнее. А что, кроме роботов, интересно детям? Виртуальная реальность и игры. Именно их и предлагают внедрять в процессы образования некоторые разработчики.

В Китае было проведено исследование, согласно которому VR значительно улучшает результаты школьных тестов и успеваемость учащихся. Когда класс, изучая на уроке биологии строение древних растений, перемещается на полянку, полную динозавров — и тут даже самые незаинтересованные в учебе дети оказываются вовлечены в общий учебный процесс. Исследователи считают, что виртуальная реальность открывает бесконечное количество образовательных сценариев — и, возможно, сможет качественно изменить современное образование. Эту инициативу поддерживает и Google, который обещал обеспечить доступ к VR-технологиям миллиону британских школьников.

Той же стратегии — заинтересовать во что бы то ни стало — придерживаются и создатели образовательных версий популярных игр. Так, MinecraftEdu от Microsoft используют уже в 10 тысячах школ в 45 странах мира — в том числе и в Великобритании, несмотря на то, что британские политики высказались против этой игры. Они считают, что это смещает внимание детей в неправильную сторону и на самом деле будет не помогать, а только мешать обучению.

По-прежнему на волне популярности держатся и онлайн-курсы — их актуальность продолжает расти. Больше всего учеников в 2016 году привлекли курсы по ИТ и английскому языку. Обучение информационным технологиям входит в тренд, ведь даже в самом сердце новых технологий — Кремниевой долине — уже не хватает программистов, и ведущие экономики мира начинают активно вкладываться в ИТ-образование, чтобы вырастить себе лучшие ИТ-кадры.

Образование — перспективный сектор для инвестиций

По мнению аналитиков, на фоне политических и экономических колебаний, инвесторы все менее охотно вкладывают деньги в перенасыщенные венчурные рынки. Вместо этого они начинают обращать внимание на образовательные технологии, которые остаются наиболее надежным объектом для вложений. Прогнозируется, что к 2020 году в США инвестиции в эту сферу достигнут $252 млрд.

В начале 2016 года венчурный фонд NewSchools Venture Fund запустил программу грантов для стартапов в сфере образования, а благотворительный фонд CEO Netflix Рида Гастингса выделил $100 млн на поддержку образования. Петицию с просьбой выделить школьным округам $250 млн на обучение детей программированию подписали Марк Цукерберг из Facebook, Тим Кук из Apple, Даг Макмиллон из Walmart.

Не остаются образовательные технологии и без поддержки государства. В этом году президент США Барак Обама запросил из бюджета $4 млрд на введение во все американские общеобразовательные школы программы по информатике. Тем временем в Японии приняли решение, что программирование станет обязательным предметом в начальной школе с 2020 года, а старшеклассники в стране начинают изучать управление дронами и робототехнику.

Машины учатся лучше людей

Футурологи предсказывают, что в будущем появится ИТ-компания, которой удастся построить новую систему образования. Это будет не Facebook, не Google, не Apple — пока еще никому не удалось найти дорогу к образованию будущего. Эта компания будет совершенно новой, и она станет самой мощной мировой технологической корпорацией и лидером ИТ-рынка.

Но пока такой компании нет, эксперты начали задумываться над тем, что, в погоне за развитием технологий, мы стали обучать машины лучше, чем собственных детей. Пока еще индустрия образования находится в тени других сфер — а потому технологии, которые сегодня используются для обучения машин, гораздо более эффективны, чем методы обучения живых людей.

Исследователи сходятся во мнении, что современное образование не учит нас учиться — в то время, как именно этому мы старательно учим искусственный интеллект. В машины закладывают специальные алгоритмы, с помощью которых они смогут сортировать и структурировать знания, а обычному ребенку просто запихивают в голову смесь из фактов, уравнений и теорем. Учителя могли бы перенять этот опыт — не давать готовые ответы, а, по аналогии с машинным обучением, формировать у учеников «алгоритм анализа данных», который поможет ребенку в любой ситуации прийти к правильному выводу.

Tags: образование
Subscribe

Posts from This Journal “образование” Tag

promo antony_w august 17, 2014 11:48 18
Buy for 10 tokens
Есть блог, в котором написано много постов про роботов: ссылка И там есть несколько статей о замене рабочих мест человека роботами: Уже к 2018 году роботы отберут у человека часть профессий Рабский труд без зарплаты Армия роботов: зачем она нужна обильной людьми Поднебесной и кому может…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments