antony_w (antony_w) wrote,
antony_w
antony_w

Жизнь в «облаках»: зачем это нужно бизнесу



На реальных примерах и кейсах разбираемся, зачем и как компании работают с поставщиками облачных услуг

Так называемые облачные технологии и системы давно стали чем-то обыденным для бизнеса, стремящегося максимально эффективно выстраивать информационные взаимодействия внутри компании и с ее клиентами. Летом 2017 года о переносе важных ИТ-систем в облака объявили такие крупные компании, как МТС-банк, «Глобус», «Национальная медицинская сеть» и др. Покажем на примерах, как это работает и зачем нужно.

Причина первая: гарантированный доступ

Чуть больше месяца назад Рокетбанк разместил в соцсетях следующее сообщение: «Наши карты не работают уже несколько часов. Нашли проблему: повреждение оптоволоконного кабеля, идущего к дата-центру банка. Для исправления потребуется несколько часов. Извините нас, пожалуйста. Скоро всё будет ок!»

Не знаю, в чем были сложности у Рокетбанка, но этот случай напомнил мне историю пятилетней давности с компанией Inventive Retail Group — ритейлером, специализирующимся на цифровых гаджетах (кейс компании «Онланта», которую возглавляет автор – Forbes).

Управление розничной сетью, как и у Рокетбанка, происходило из серверного помещения в главном офисе компании, расположенном в ЦАО. Информационная система обеспечивала обмен данными о товарных запасах: она позволяла доставлять товары в необходимом количестве, не создавая избытка на складе в магазине.

Система также управляла программой лояльности клиентов. Менеджмент Inventive Retail Group был вполне доволен ситуацией — пока однажды во время дорожно-ремонтных работ рядом с офисом экскаватор ковшом не перерубил волоконно-оптический канал связи.

Восстановить коммуникации – дело не одного часа. Ремонт шел более суток. Все это время торговая сеть не имела связи с информационной системой. Возник перекос в поставке товаров: магазины не получали товар в соответствии с текущим спросом. Покупатели хотели приобрести те или иные модели – но оказывалось, что их не успели подвезти. В результате Inventive Retail Group получил серьезные убытки.

Компания приняла решение перенести информационную систему в наше облако. Торговая сеть платит только за аренду ресурсов, не неся капитальных затрат. При этом имеет возможность использовать архитектуру облака - распределенное в нескольких удаленных друг от друга дата-центрах хранение информации. Такая архитектура повышает надежность работы информационной системы и существенно снижает риски недоступности данных.

Кроме того, облако, как и положено, обеспечено производительными каналами связи, причем с защитой от DDoS-атак. Больше проблем с доступом у торговой сети не было.

Причина вторая: эластичность

К облачному решению Inventive Retail Group пришла не сразу. После инцидента она задумала разместить информационную систему во внешнем дата-центре, где несколько телеком-операторов смогут обеспечить надежную связь.

Ритейлер намеревался использовать собственные вычислительные ресурсы: серверное оборудование, размещенное во внешнем центре обработки данных (ЦОД) — так называемый colocation.

А это означало переезд оборудования. Плюс покупка нового серверного оборудования — ведь по мере развития торговой сети ресурсы системы должны были увеличиваться.

Ритейлер запросил у разработчиков своей информационной системы расчёт параметров серверов, и те представили предложение: для надежной работы информационной системы потребуется закупить комплекс серверов общей стоимостью 7 млн рубей.

ИТ-директор Inventive Retail Group от такой цены схватился за голову. И обратился к сторонним экспертам для анализа предложения – в том числе к нашим специалистам.

Эксперты предположили, что разработчики закладывают значительный запас ресурсов, исходя из соображений надежности и развития системы - скорее всего троекратный. И посоветовали приобрести мощности в три раза меньше предложенных, плюс 30% мощностей для резерва. То есть чуть больше двух миллионов рублей вместо семи.

А также предложили свои услуги по предоставлению облачных ресурсов по модели IaaS. Суть предложения: не нужно перевозить и покупать серверное оборудование. Если арендуемых ресурсов не хватит, их количество можно будет увеличить в реальном времени. Эластичность использования облачных ресурсов позволяет в высокий торговый сезон — в ноябре и декабре, когда информационная система розничной сети должна отработать пиковые нагрузки, нарастить мощности, а весь остальной год работать на обычном объеме ресурсов. Да и цена в несколько раз меньше. Предложение было принято.

Эксперты оказались правы: арендованных ресурсов хватило на весь первый год работы системы. То количество ресурсов, которое предлагал купить разработчик системы, понадобилось только спустя три года.

Причина третья: надежность

Московская розничная финансовая компания сотрудничала с одним из крупнейших московских дата-центров по договору о colocation (это кейс наших коллег по рынку). В один «прекрасный» день произошло то, что топ-менеджмент компании считал невозможным — отказ системы. Причем, система не только стала на длительное время недоступна — была потеряна информация.

Стали разбираться, кто виноват в происшедшем. Оказалось, что случилась поломка собственного сервера: ИТ-служба компании не позаботилась о том, чтобы резервировать оборудование и данные. А если это не сделано, гарантируемое дата-центром кондиционирование, электропитание, надежные каналы связи не дадут никакого эффекта.

Довольно многие компании попадают в эту ловушку. Они заключают договор о colocation с внешними дата-центрами, сертифицированными по международному стандарту TierIII (уровень надежности 99,98%), но не отдают себе отчета в том, что она справедлива только для так называемого нижнего уровня обеспечения надежности - инженерной инфраструктуры. TierIII не гарантирует сохранность данных и доступность бизнес-приложений.

Надёжность должна обеспечиваться на четырёх уровнях. Первый - инженерная инфраструктура ЦОД. Второй – вычислительная инфраструктура: серверы, сетевое оборудование, системы хранения данных. Третий уровень – программная платформа (операционная система, СУБД), на которой работает прикладное ПО. И четвертый — само прикладное ПО.

Каждый из этих уровней вносит вклад в суммарную надёжность, и может полностью перечеркнуть усилия по обеспечению надежности на трёх других. Чтобы суммарная надежность была 99,98%, такой уровень надежности должен обеспечиваться на каждом из четырёх уровней.

Получить такую надежность можно только в облаке. Надежность и доступность в облаке увеличивается, во-первых, за счет резервирования каждого из элементов инфраструктуры: серверов, сетевого оборудования, СХД и т.д.

Во-вторых, за счет размещения этих элементов в различных ЦОДах, удаленных друг от друга – построения геораспределенного облака. В этом случае работа информационной системы может автоматически переключаться между дата-центрами в случае отказа какой-то части инфраструктуры в одном из них.

В-третьих, облако позволяет никогда не терять данные - за счет встроенных возможностей резервного копирования. График и регламент резервного копирования, а также процедуры восстановления данных оговариваются в договоре с сервис-провайдером: утерянные данные будут восстановлены из резервных копий в сроки, соответствующие требованиям заказчика.

Причина четвертая: второе плечо

Телерадиокомпания «Мир» располагает колоссальным – порядка 500 терабайт – видеоархивом, который постоянно необходим для работы. Популярность телеканала формируется во многом за счет оперативности и полноты информации в информационных программах, следовательно, необходим быстрый и надежный доступ к видео- и аудиоархиву для их подготовки.

Архив быстро рос, и отсутствие его резервирования создавало целый комплекс рисков – от недоступности по разным причинам необходимых видеоматериалов при подготовке сюжетов до утери данных. Для повышения надежности хранения и доступности данных, а также производительности системы стала остро актуальной задача создания «второго плеча» видеоархива.

В качестве возможных вариантов рассматривались: приобретение и установка необходимого оборудования в ЦОДе компании или приобретение услуги хранения видеоархива в облаке. Сложность задачи состояла в том, что хранение, обработка и передача видеоконтента предъявляет жесткие требования к пропускной способности каналов связи.

ТРК «Мир» выбрала вариант с размещением резерва видеоархива в облаке как более экономичный и отказоустойчивый (стала нашим клиентом, аналогичный кейс – с телекомпанией Life, был у наших коллег – компании «Инфосистемы Джет»).

Почему? Во-первых, облачный провайдер предоставил высокоскоростные каналы связи до площадки заказчика. Во-вторых, облачное решение обеспечило повышение общей производительности системы за счет распараллеливания работы с данными.

В-третьих, копия архива расположена в географически удаленном облаке — повысилась надежность хранения и доступность видеоархива. В-четвертых, как и в предыдущих случаях, существенная экономия обеспечивается за счет того, что компании не нужно делать капитальные затраты на создание резервного хранилища.

Причина пятая: персональные данные

Российская дочерняя компания одного из международных кадровых агентств была оштрафована Роскомнадзором на круглую сумму — за ненадлежащее хранение персональных данных своих клиентов. Дело в том, что кадровое агентство не имело системы защиты, соответствующей требованиям закона. Кроме того, оно хранило часть данных на зарубежных серверах, что запрещено российским законодательством, принятым в последние годы.

Компания, после некоторых раздумий, приняла решение передать свое хранилище персональных данных в облако одного из наших коллег по рынку. И успешно прошла новую проверку регулятора - просто предъявив договор с облачным провайдером.

Дело в том, что защищенный контур облака сервис-провайдера, предназначенный для хранения персональных данных, не только проходит разовую аттестацию в сертифицирующих организациях, но с появлением каждого — нового клиента проходит переаттестацию. То есть для облачного провайдера аттестация – обычная процедура.

Заказчик, передавая хранилище персональных данных в облако, снимает с себя головную боль, так как на основании договора передает ответственность за надлежащее хранение персональных данных облачному провайдеру.

Облака надежные и «гаражные»

В своем недавнем совместном исследовании компании Huawei и IDC пришли к выводу, что облака станут основным направлением на рынке корпоративных коммуникаций. Исследование компании Oracle показывает, что ощущения перешедших в облака в основном позитивны. На Западе они используются, в том числе, в оборонной индустрии, а также правительственными организациями.

Но можно ли сказать, что облака – это универсальное решение и панацея от всех проблем? Нет. Бывают ситуации, когда безопасность данных – абсолютный приоритет, и передавать их аутсорсеру нельзя. Это характерно для крупнейших корпораций – в том числе российских. Но они также используют облачные решения – только это так называемые частные, то есть их собственные облака.

Еще один момент: преимущества облачных решений можно получить только если работать с надежным облачным провайдером. Увы, надежные не все. В 2014 году облачный провайдер Cloudmouse опубликовал на своем сайте заявление: «Уважаемые пользователи, в результате аппаратного сбоя были утеряны все данные виртуальных машин, включая их бекапы. И как следствие, мы вынуждены были удалить все виртуальные машины в облаке. На данный момент, мы нашли точку сбоя и исправили ее. В дальнейшем подобная ситуация уже не повторится, так как мы нашли источник проблем и приняли меры».

Как правильно выбрать облачного провайдера? На рынке публичных облаков – то есть общедоступных для больших групп потребителей, представлены как международные провайдеры (Azure, Amazon, Google, IBM), так и российские. Уровень цен у надежных облачных провайдеров примерно одинаков.

Преимущество международных облаков – большой объем ресурсов, развитые автоматизированные сервисы. Но есть две проблемы. Первая – поддержка пользователей в основном через запросы на сайтах, то есть, как правило, не в реальном времени, отсутствие «нестандартного» или «индивидуального» подхода.

Вторая: дата-центры международных провайдеров территориально расположены в самых разных точка земного шара – и, как правило, эти точки - не в России. А в случае хранения персональных данных их размещение – вопрос соблюдения законодательства.

Есть отдельная категория провайдеров – среди них и международные, и российские. Их иногда называют гаражные облака или облака-лоукостеры.

Это облака с агрессивной ценовой политикой, которая зачастую опирается на чрезвычайно экономную инфраструктуру. Чтобы не оказаться в числе их жертв, используйте следующие правила выбора:

-у облачного провайдера должна быть положительная репутация: лучший способ ее оценки – рекомендации ваших коллег-предпринимателей.

-стоит проанализировать технологические решение: как построено облако, как реализована система резервирования и отказоустойчивости.

-следует изучить SLA. Как измеряется доступность? Есть ли гарантии по производительности? Отвечает ли провайдер за деградацию сервиса?

-заключению «регулярного» договора должно предшествовать тестирование. Принятый на рынке тестовый период – месяц. За это время можно ознакомиться со средствами управления инфраструктурой, познакомиться с работой службы техподдержки, провести нагрузочное тестирование. Понять, подходит ли это облако для решения ваших информационных задач.

Tags: технологии
Subscribe

Posts from This Journal “технологии” Tag

promo antony_w august 17, 2014 11:48 18
Buy for 10 tokens
Есть блог, в котором написано много постов про роботов: ссылка И там есть несколько статей о замене рабочих мест человека роботами: Уже к 2018 году роботы отберут у человека часть профессий Рабский труд без зарплаты Армия роботов: зачем она нужна обильной людьми Поднебесной и кому может…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments