antony_w (antony_w) wrote,
antony_w
antony_w

Триллион впустую. Почему в России так и не появилась цифровая экономика



Построить цифровую экономику в России крайне непросто. Одно из главных препятствий — проблемы взаимодействия различных ведомств, которые тормозят создание единых платформ. Но так ли нужна государству эта технологическая гонка?

В России за последние пять лет потратили на инновационные проекты около 1 трлн рублей, но никакой отдачи страна не получила. Оказалось, что инновации и государственное финансирование несовместимы. Между тем сегодня цифровой экономике отведена ключевая роль в укреплении национальной безопасности России. Это направление считают необычайно перспективным.

В 2017 году Москва вошла в топ-5 самых подготовленных городов мира к внедрению технологий будущего по версии PwC. Международные эксперты отметили высокий уровень общественной безопасности, прогресс в развитии транспортной системы и, самое главное, создание ЕМИАС — единой медицинской информационно-аналитической системы управления здравоохранением Москвы.

Около 2 млн москвичей пользуются ЕМИАС ежемесячно. Терминалы ЕМИАС, установленные в поликлиниках, позволяют пройти идентификацию, узнать расписание, зарезервировать время посещения врача. В ЕМИАС есть бэк-офисная часть, включающая электронную регистратуру, подготовку справок и прочее. Аналогов систем подобного масштаба нет нигде в мире. Успех современной государственной информационной системы по существу базируется на том, что в СССР инфраструктура была в должной мере централизована, и это упростило дальнейшее внедрение цифровых систем.

Госбезопасность нам поможет

Сейчас очень высокие возможности вливания в экономическую жизнь, как ни странно, у Федеральной службы безопасности. Ведомство уже включилось в процессы перевода страны на рельсы цифровой экономики, а непростая международная обстановка послужила этому стимулом. Так, был принят ряд законов, включая важнейший документ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (187-ФЗ), который обязывает обеспечить непрерывное и безопасное функционирование всей информационной инфраструктуры критически значимых объектов экономики. Иными словами, владельцам этих объектов важно должным образом защитить их и наладить контроль за ними. Если кто-то этого не сделает вовремя, то понесет наказание.

Помимо ФСБ, активно вовлечена в эти процессы Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), выпустившая более двадцати подзаконных актов, регламентирующих работы по перестройке информационных систем. Важнейшим элементом 187-ФЗ стала ГосСОПКА — государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. Закон обязывает все значимые структуры — крупные банки, биржи, инфраструктурные государственные и коммерческие организации — создать у себя ведомственные филиалы ГосСОПКА, а также направлять всю важную информацию в головную организацию.

Хотя основная задача ГосСОПКА заключается в противодействии компьютерным атакам, ничто не мешает потребовать от компаний направлять иную информацию о том, чем они занимаются в целом. С построением ГосСОПКА в стране появляется мощный механизм контроля за активностью, в том числе экономической, любого критически значимого предприятия страны. Экономика становится прозрачный, понятной, открытой и контролируемой. Однако цифровой она от этого не становится.

Uber для чиновников

Несмотря на все предыдущие экономические реформы, порядок управления на крупных российских предприятиях до сих пор носит черты административно-командной системы (АКС) управления. Хотя основоположниками АКС обычно называют коммунистов-бюрократов, на самом деле эта система сложилась естественным путем в ходе развития современной России.

Проблемы межведомственного взаимодействия в АКС всегда были характерны для отечественного государственного управления, а попытки их решить в рамках информационных инфраструктурных проектов, увы, не увенчались успехом. Вспомним, например, проект по созданию Универсальной электронной карты (УЭК), которая призвана была стать цифровым паспортом, проездным билетом, ключом к системам медобслуживания и даже платежным инструментом. Проект не взлетел. И это несмотря на активную административную поддержку (закон 210-ФЗ о госуслугах и карте УЭК был принят сразу в трех чтениях в течение одного месяца). Причина — отсутствие единого целеполагания и проблемы межведомственного взаимодействия.

Нынешние идеологи цифровой экономики, учитывая предыдущий горький опыт, для преодоления проблем предлагают использовать платформенный подход. Платформа — модная цифровая конструкция в бизнесе, ее успешные примеры — Uber, Amazon, Alibaba. Единая цифровая платформа страны смогла бы обеспечить не только интеграцию интересов бизнес-структур, но и лечь в основу реформы госуправления.

Считается, что если на платформу перейдут ключевые ведомства, то чиновники просто вынуждены будут взаимодействовать, и телега пойдет впереди лошади. Платформенный подход разрабатывается сегодня Центром стратегических разработок с участием МЭРТ в рамках подготовки стратегии развития России на 2018–2024 годы. Сработает ли этот подход, пока неизвестно, но ждать ответа недолго.

Терминологические тонкости

Иногда мы говорим о инновационном пути развития России, а иногда о цифровой России, отождествляя и смешивая два понятия. Если искать отдачу от цифровизации бизнеса, то для этого совсем не обязательно нужны инновационные высокорисковые решения. Высокорисковый путь не нужен и для страны в целом. Тем более не следует использовать государственный бюджет для финансирования инноваций. Рискну высказать крамолу: даже цифровизация нужна не всегда и не везде. Это только один из способов достижения какой-то цели, и не более того.

Скажем, если система управления производством не самая «свежая», но испробованная на аналогичных предприятиях, то разумнее использовать именно ее, а не применять совершенно новую систему на неизведанных принципах — они чаще дают сбой и несут в себе риски и угрозы.

Если говорить о производстве инновационных гаджетов, то и здесь есть множество рисков. К примеру, можно выпускать ежегодно новый смартфон и этим стимулировать потребительский спрос. Можно при этом выиграть и хорошо заработать, но можно и проиграть конкурентам, потеряв много денег на разработке и продвижении гаджета. В такие игры государству лучше не играть, а инновациями правильнее заниматься венчурным компаниям и их сотрудникам, имеющим специфические навыки. Ведь для венчурных капиталистов инновации — это в первую очередь деньги, а не развитие страны.

Автор: Тимур Аитов, заместитель генерального директора ГК «Программный Продукт»

Tags: Россия, экономика
Subscribe

Posts from This Journal “экономика” Tag

promo antony_w august 17, 2014 11:48 18
Buy for 10 tokens
Есть блог, в котором написано много постов про роботов: ссылка И там есть несколько статей о замене рабочих мест человека роботами: Уже к 2018 году роботы отберут у человека часть профессий Рабский труд без зарплаты Армия роботов: зачем она нужна обильной людьми Поднебесной и кому может…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments