antony_w (antony_w) wrote,
antony_w
antony_w

Categories:

Опубликовано первое в России исследование по применению VR и AR в промышленности



AR/VR проекты способны запустить целую волну технологических изменений, это часть общего процесса цифровизации компании

Ассоциация виртуальной и дополненной реальности России и СНГ представила первое в России исследование по применению технологий дополненной и виртуальной реальности на промышленных предприятиях.

Презентация исследования по применению AR/VR состоялась на форуме AVRA DAYS. Как отмечается в документе, 2019 год для промышленного AR/VR стал переломным.

Большинство промышленных предприятий в России, применяющих технологии виртуальной и дополненной реальности уже определили ключевые кейсы и параметры оценки их эффективности. Поддержку технологии получили и на уровне государственной стратегии: летом наряду с искусственным интеллектом и робототехникой AR/VR признали сквозными цифровыми технологиями. По дорожной карте финансирование на AR/VR-проекты могут получить и стартапы, и крупные предприятия.

«AVRA активно работала над дорожной картой. Стало ясно, что рынку не хватает аналитических данных. По промышленному AR/VR в 2019 году вышло международное исследование Capgemini Consulting с участием 700 компаний из США, Китая, Германии, Франции, Англии и скандинавских стран. Согласно ему, предприятия, которые используют AR/VR технологии в среднем на 26% прибыльнее своих конкурентов. Мы хотели получить подтверждение этих данных в России». – отметила президент AVRA Екатерина Филатова.

«Пока мы готовили исследование, мы увидели несколько интересных примеров внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности на предприятиях в России. Например, на «СИБУР Тобольск» порядка 70% пуско-наладочных работ при покупке дорогостоящего иностранного оборудования проходят с использованием AR-очков, что позволяет ускорить их, а кроме того, дает существенную экономию», – пояснила руководитель направления «Промышленность» AVRA, директор Formika Lab Екатерина Дегай.

В исследование AVRA вошла информация об использовании AR/VR технологий на 50 предприятиях. Из 50 компаний-участников, 64% – относятся к крупному бизнесу («Газпром нефть», «СИБУР», НЛМК, «Вертолеты России», КАМАЗ, РЖД, Евраз), 12% – к предприятиям среднего бизнеса, остальные – малый и микро-бизнес. Более 40% непосредственных участников исследования – это специалисты, ответственные за инновации и НИОКР, более 16% – за IT-инфраструктуру, а в более чем 10% случаев анкету заполнили сами руководители предприятий.

На вопрос: «Какая их технологий вам кажется более перспективной?» 82% участников ответили – AR. Эксперты подобный перевес считают закономерным.

Для внедрения технологий дополненной и виртуальной реальности нужна цифровая среда. VR, а особенно AR проект может запустить за собой целую волну технологических изменений.

Для эффективного использования дополненной реальности предприятию необходимо иметь IT-инфраструктуру, например, решить вопрос с защищенными каналами интернета, а также оцифровать многие внутренние бизнес-процессы. Например, AR-очки для обслуживания и ремонта оборудования рекомендуют встроить в ERP-систему. Кроме того, AR/VR-технологии не редко работают на стыке с другими технологиями, в частности, искусственным интеллектом. Именно по этой причине один из блоков анкеты оценивал степень цифровизации промышленных предприятий, то есть степень готовности к AR/VR.

Согласно данным, только 4% участников не считают цифровизацию приоритетом, 32% поняли ее важность, но пока не предприняли необходимых шагов. Остальные же 64% уже разработали стратегию и приступили к ее реализации, а в отдельных случаях даже начали масштабировать решения. Как следует из исследования, у 58% участников на предприятиях созданы центры инноваций.

«Cтепень цифровизации и использования AR и VR в российской промышленности всё-таки несколько преувеличена. Пока мы видим, скорее, отдельные пилоты и немногочисленные проекты. С другой стороны, использование AR-инструментов – безусловный тренд и то, что компании хотят применять его в 2020 году, кажется нам обоснованным. Большинство промышленных компаний уже автоматизировали финансовые и HR-процессы, закупки и логистику, и сейчас переосмысляют процесс цифровизации производственных задач с использованием интернета вещей, компьютерного зрения, машинного обучения и роботизации. С точки зрения цифровой зрелости промышленного сектора – российские игроки в большинстве своем не отстают от западных коллег, а в некоторых проектах даже опережают их. Много компаний создают и тестируют технологии в собственных цифровых лабораториях и вводят новую должность – CDO – Chief Digital Officer. И это подтверждается результатами проведенного исследования», – пояснил заместитель генерального директора SAP СНГ Алексей Леонтович.

До начала анкетирования организаторы исследования совместно с экспертами рынка определили по 5 наиболее актуальных кейсов для AR и VR.

Кейсы применения технологии виртуальной реальности – VR

Кейс 1. Проектирование в виртуальной реальности
Возможность просматривать промышленные объекты в виртуальной среде, выявляя коллизии и ошибки на ранней стадии без необходимости физического прототипирования.

Кейс 2. Визуализация цифрового двойника предприятия
Возможность перемещения по цифровому двойнику предприятия в реальном масштабе, внесение изменений в данные прямо в VR.

Кейс 3. Обучение сотрудников в виртуальной реальности
Виртуальные тренажеры для персонала, позволяющие воссоздать любую ситуацию на промышленном предприятии, в том числе, отработать последовательность действий в случае чрезвычайной ситуации, освоить новое оборудование, пройти курс по повышению квалификации.

Кейс 4. Удаленное взаимодействие в виртуальной реальности
Возможность сотрудникам, удаленным друг от друга, обсудить в наглядном формате тот или иной промышленный объект/продукт, сэкономив время специалистов и командировочные издержки

Кейс 5. Виртуальный осмотр производственной площадки
Актуально для опасных производств, экономия на командировках.

Кейсы применения технологии дополненной реальности – AR

Кейс 1. Цифровые инструкции
Пошаговые рекомендации, позволяющие сотруднику совершать сборочные операции, операции по обслуживанию и ремонту оборудования с привязкой к конкретным узлам оборудования.

Кейс 2. Удаленный помощник
Удаленный специалист на мониторе компьютера видит то же, что и сотрудник на предприятии с помощью камеры на очках. Предусмотрена двусторонняя голосовая связь, возможность с помощью цифровых интерфейсов в пространстве размещать необходимую информацию.

Кейс 3. Наложение цифровой модели на физический объект
Путем сравнения позволяет выявить коллизии и ошибки при производстве или строительстве.

Кейс 4. Навигация по промышленному предприятию, складу
Позволяет решить логистические задачи внутри предприятия, кроме того, обозначить опасные участки производства.

Кейс 5. Продажа продукции промышленного предприятия
Демонстрация будущего продукта клиенту или партнеру – его характеристик и возможностей – в формате интерактивных анимированных 3d-моделей в размере 1:1. Актуально, если продукт сложный и трудно транспортируемый.

Участники исследования указали, какие кейсы они уже применяют, какие планируют начать применять в 2020 году, а также какие кейсы являются наиболее перспективными по сумме показателей.

Все кейсы оценивались по параметрам эффективности: снижение затрат, экономия времени на проведение операции, снижение числа ошибок персонала, снижение требований к квалификации персонала, а также повышение безопасности. По большинству параметров выбранные для исследования кейсы получили высокие оценки.

Среди AR-кейсов абсолютными лидерами стали кейсы «Цифровые инструкции» и «Удаленный помощник». В первом случае речь идет о пошаговых рекомендациях в AR, позволяющих сотруднику совершать сборочные операции, операции по обслуживанию и ремонту оборудования с привязкой к конкретным узлам оборудования. Во втором случае удаленный специалист на мониторе компьютера видит то же, что и сотрудник на предприятии с помощью камеры на AR-очках. Предусмотрена двусторонняя голосовая связь, возможность с помощью цифровых интерфейсов в пространстве размещать необходимую информацию.

Какие возникают сложности при реализации AR/VR-проектов

Авторы исследования выделили 4 типа барьеров для реализации AR/VR проектов на промышленных предприятиях России: экономические (высокие затраты на создание инфраструктуры для внедрения технологий, а также стоимость самих AR/VR технологий), законодательные (импортозамещение и невозможность использования на российских государственных предприятиях наиболее продвинутых AR/VR устройств), социальные (неподготовленность специалистов, отсутствие опыта взаимодействия с подобными технологиями) и технические (слабые аккумуляторы, большой вес устройств).

Важность интеграции AR/VR в бизнес-процессы отмечали и другие участники исследования. Как показал опрос, умение работать с подобным функционалом напрямую влияет на выбор AR/VR-разработчиков в России. Надо отметить, что при этом среди критериев выбора подрядчиков стоимость AR/VR-решения в рейтинге оказалась на довольно низкой позиции.

«В России сейчас работает порядка 400 компаний – AR/VR-разработчиков, но только 10-15% из них работают с рынком промышленности. Я могу отметить Formika Lab, VR Concept, Varvin, VR Professionals, Modum Lab. Действительно, как и подтвердило исследование, рынок пока развивается. Самим промышленным предприятиям также не всегда хватает знаний. Иногда запросы на проекты c AR/VR формируются исходя из желания повторить чей-то публичный опыт, без глубокого анализа потребностей конкретной промышленной компании и ее подразделения. Первое с чего стоит начать предприятию – четко определить, какую проблему они собираются решить и точно ли для этого подходит AR/VR», – уверена Екатерина Филатова.

Усредненная оценка сроков и стоимости AR/VR-проектов не позволяет отразить реальную стоимость разработки, так как она зависит от большого числа параметров – сложности задачи, объема контента, используемого устройства и т.д. Тем не менее она позволяет получить некоторые ориентиры. Согласно опросу участников, сроки пилотирования – около 3 месяцев, цена пилота – порядка 1-3 млн рублей, сроки внедрения – от 6 месяцев до года, цена внедрения – порядка 10-30 млн рублей.

Ключевые выводы:

- Виртуальная и дополненная реальность становятся эффективным инструментом для промышленности, в том числе, в России.

- Наиболее перспективными кейсами в VR являются обучение персонала и проектирование, в AR – «Цифровые инструкции» и «Удаленный помощник».

- Промышленные предприятия в России имеют больше опыта в применении VR, но стратегически более перспективным считают AR.

- AR/VR проекты способны запустить за собой целую волну технологических изменений, это часть общего процесса цифровизации компании.

Tags: Россия, виртуальная реальность, дополненная реальность, промышленность
Subscribe

Posts from This Journal “виртуальная реальность” Tag

promo antony_w august 17, 2014 11:48 18
Buy for 10 tokens
Есть блог, в котором написано много постов про роботов: ссылка И там есть несколько статей о замене рабочих мест человека роботами: Уже к 2018 году роботы отберут у человека часть профессий Рабский труд без зарплаты Армия роботов: зачем она нужна обильной людьми Поднебесной и кому может…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment