antony_w (antony_w) wrote,
antony_w
antony_w

Categories:

Дроны, роботы, умная маркировка: как технологии меняют медицинскую логистику



В среднем по цепочкам поставок проходит почти 3000 посылок в секунду. Нагрузка на логистические сервисы увеличивается с каждым годом, и особенно это касается транспортировки медицинских грузов. В экстремальных условиях логистические системы дают сбой — отсюда дефицит медикаментов и средств защиты во время пандемии. Основатель и CEO компании по логистике клинических исследований COREX Logistics Андрей Тараканов рассказал Хайтек+, какие технологии помогут усовершенствовать методы транспортировки медгрузов и избежать кризиса в будущем.

В ближайшем будущем человечеству предстоит решить несколько проблем глобального масштаба: климатические изменения, мощные демографические сдвиги, сокращение природных ресурсов, а также проблемы с урожаями из-за глобального потепления параллельно с ростом спроса на продукты питания.

Все эти процессы так или иначе связаны с логистикой, а значит, нам предстоит оптимизировать цепочки поставок так, чтобы не навредить окружающей среде и, в то же время, обеспечить растущее население продуктами и товарами первой необходимости.

Пока система далека от совершенства — что и доказала пандемия COVID-19. Внезапный скачок спроса на медикаменты, средства защиты и медоборудование застал многие компании врасплох, что привело к дефициту масок, аппаратов ИВЛ и многих лекарственных препаратов. Аналитики прогнозируют, что после пандемии нагрузка на транспортные системы продолжит расти — особенно это касается сферы FMCG и медицины.

Уже сейчас по цепочкам поставок проходит более 2760 посылок в секунду, а общее число отправлении превышает 87 млрд в год. По оценкам Pitney Bowes, к 2025 этот показатель удвоится. Рынок медицинской логистики тоже будет расти — с 2019 по 2023 он может увеличится на $31 млрд. Компании вкладывают сотни миллионов долларов в новые технологии, чтобы снизить нагрузку на систему без потери эффективности. Разберем четыре тенденции, которые уже меняют сферу медицинской логистики.

Дроны и роботы

Робомобили-курьеры Nuro забирают лекарства в ближайшем отделении крупной сетевой аптеки и доставляют посылку адресату — процесс полностью автоматизирован и люди минимально вовлечены в процесс. По такой модели в будущем будут работать сервисы доставки медикаментов по всему миру. Робомобили, дроны и беспилотный грузовой транспорт уже применяют во многих странах, включая США, Британию, Норвегию и Руанду, — пока в пилотном режиме.

Например, в Ухане в начале пандемии роботы-курьеры занимались транспортировкой мелких грузов на территории больницы, а в провинции Хунань дронов начали использовать для перевозки лабораторных анализов из одного корпуса клиники в другой — время доставки сократили с 20 минут до 70 секунд.

Один из самых перспективных игроков на этом рынке — компания Zipline, которая уже давно применяет дроны для транспортировки медицинских грузов. Например, в Руанде беспилотники транспортируют донорскую кровь и биоматериалы для проведения анализов. За четыре года компания осуществила 13 тыс. перевозок. Раньше пациентам приходилось ждать, пока наберется достаточный объем биоматериала для отправки в лабораторию, но квадрокоптеры ускорили процесс.

В 2020-м Zipline начала транспортировать средства защиты для медиков и вышла на американский рынок. Но приоритетом для компании остаются развивающиеся страны, поскольку там спрос на технологии медлогистики особенно высок, а цепочки поставок до сих пор не налажены.

В этом направлении работает компания Matternet, которая в 2016 году использовала дроны для транспортировки анализов пациентов с подозрением на ВИЧ в африканских странах. Квадрокоптеры также применяют для доставки лекарств в условиях ЧС — например, во время урагана Мария в Пуэрто-Рико.

БПЛА используют и для транспортировки донорских органов. Так, в прошлом году в США впервые доставили донорскую почку, используя дрон.

Беспилотные устройства выполняют сразу несколько задач: они помогают медикам быстрее и эффективнее оказывать услуги, ускоряют диагностику и лечение, в том числе во время пандемии. В то же время дроны и роботы решают проблему «последней мили», доставляя лекарства и медикаменты клиентам.

Роботы также упрощают процессы отгрузки — все чаще их применяют на складах для сортировки товаров. В перспективе это позволит быстрее и эффективнее доставлять медикаменты как в больницы, так и напрямую пациентам.

Подобные проекты в последнее годы стали более масштабными, а в них участвуют не только стартапы, но и крупные курьерские службы, телеком-компании и благотворительные фонды. Например, UNICEF, Airbus, UPS, DHL, AT&T и другие.

Производство по запросу (on-demand)

Большие данные, облачные платформы, аналитические алгоритмы на базе машинного обучения, цифровое управление и умное производство — именно эти технологии помогут в ближайшем будущем радикально изменить цепочки поставок медицинских товаров. Через 5-10 лет можно будет спрогнозировать очередную вспышку заболевания и подготовиться к эпидемии на самых ранних этапах, пока она не приобрела большой масштаб.

Подобные стратегии уже применяются точечно. Например, фармгигант Bayer AG, который изучил данные об изменениях климата и смог спрогнозировать спрос на препараты от сезонного поллиноза с учетом перемен в климатических паттернах. Благодаря этому компания увеличила объемы производства антигистаминных препаратов за 9 месяцев до вспышки аллергий.

В ближайшее время на тренд отреагируют и логистические компании, которые будут работать по модели Amazon (которая, кстати, давно интересует фармацевтическим рынком). Появятся удобные сервисы прогнозирования спроса и системы умной аналитики, которые с точностью определят размер партии поставок. Это поможет избежать как дефицита, так и переизбытка препаратов на рынке.

Параллельно с этим развиваются технологии производства on-demand — например, аддитивная печать. Еще в 2016 году американский регулятор FDA одобрил применение напечатанного на 3D-принтере препарата от эпилепсии Spritam.

Производственные инновации не ограничиваются 3D-печатью. Это могут быть системы умного управления цехом, а также кастомизация и персонализация, которые позволят выпускать препараты небольшими партиями с учетом индивидуальных особенностей разных групп пациентов. В этом случае появится рассредоточенная сеть небольших производств, а логистику будет организовать проще.

Умные маркировки

Одна из главных проблем на рынке медицинских препаратов — это контрафакт. По данным PwC, поддельные лекарства приносят мошенникам от $163 до $217 млрд ежегодно, что делает этот рынок одним из самых прибыльных в нелегальном секторе.

Вторая проблема, с которой сталкиваются производители, — это нарушение условий хранения и истечение сроков годности. В обоих случаях компании несут финансовые потери и теряют доверие клиентов.

Решение могут стать умные маркировки — например, RFID-теги, которые уже используют многие производители для борьбы с подделками: на препарат наносят электронный, а аптеки и дистрибьюторы с помощью специальных приборов определяют подлинность товара. Электронные метки используют и в больницах для отслеживания лекарств и инвентаря, например, свободных кресел-колясок.

IoT-технологии создают возможности для развития новых бизнес-моделей на фармацевтическом рынке. Например, можно будет автоматически отслеживать, в какой момент у пациента заканчивается лекарство, и оперативно организовать доставку. По такой модели планирует работать стартап Bigfoot Biomedical, который предлагает клиентам с диабетом оформить подписку на комплектующие для шприц-ручки с инсулином. Компания разрабатывает прибор для мониторинга, который будет отслеживать показатели и автоматически выгружать данные пациента в специальную базу, доступ к которой получит лечащий врач.

Инновационные термоматериалы

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), фармкомпании теряют товары на сумму от $2,5 до $12 млрд в год из-за нарушения температурного режима при транспортировке. Это влечет не только финансовые потери. Многие страны лишаются критически важных вакцин из-за проблем с хранением. По данным ВОЗ, более 50% препаратов для прививок портится ежегодно из-за нарушения температурного режима и других проблем в процессе перевозок.

Холодовая цепь — один из ключевых элементов медицинской логистики, которая необходима для перевозки большинства вакцин и лекарственных препаратов. Поскольку количество клинических испытаний постоянно растет, а на рынке появляется все больше инновационных биологических препаратов, спрос на технологии в этой сфере увеличивается с каждым годом.

Многие компании работают над решениями, которые помогут поддерживать условия холодовой цепи. Например, используют материалы с фазовым переходом, изолирующие наноматериалы, а также смарт-стикеры с электронными термодатчиками.

Один из примеров — меняющие цвет чернила от стартапа MyCol. Хромогенный материал в составе краски позволяет маркировке менять цвет в случае, если температурный режим был нарушен. Это можно отследить автоматически с помощью считывающего устройства.

Параллельно с этим стоит ожидать бум систем для отслеживания санитарных норм — пока COVID-19 остается угрозой, логистическим компаниям придется более тщательно отнестись к вопросам дезинфекции.

Tags: медицина, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “технологии” Tag

promo antony_w august 17, 2014 11:48 18
Buy for 10 tokens
Есть блог, в котором написано много постов про роботов: ссылка И там есть несколько статей о замене рабочих мест человека роботами: Уже к 2018 году роботы отберут у человека часть профессий Рабский труд без зарплаты Армия роботов: зачем она нужна обильной людьми Поднебесной и кому может…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment