antony_w (antony_w) wrote,
antony_w
antony_w

Админресурс как последний довод Яндекса

Сегодня произошло событие, равного которому еще не было в отечественном IT: компания Яндекс подала жалобу в ФАС на то, что Google якобы пользуется своим монопольным положением и запрещает вендорам устанавливать на устройства сервисы от Яндекс. В неуверенных попытках оправдать перевод борьбы из честной конкуренции в область, где используется админресурс, представители Яндекс прибегли к традиционной аргументации в стиле «а у них — негров линчуют», сделав отсылку к Microsoft, но уважения к данному шагу компании это явно не добавило.

Итак, в чем суть конфликта?

Факт первый. Ни для кого не секрет, что Android является самой популярной мобильной операционной системой. Около 85% смартфонов, продаваемых в России, используют именно ее. Google, потратившая огромные деньги на разработку и внедрение данной ОС, добилась своего, сделав Android почти что стандартом де-факто, как в свое время Windows получил 90% рынка настольных ПК.

Факт второй. Доля мобильного трафика в Интернете неуклонно растет, все больше людей серфят Интернет с планшетов и смартфонов, что подтверждается постоянным падением доли РС. Отсюда следует вывод, что в будущем выиграют те, кто смогут зацепиться за мобильный рынок. Логика простая: ты предоставляешь сервисы пользователям, ты собираешь про их поведение статистику, ты показываешь пользователям рекламу, основанную на их поведении. В общем, операционная система выступает всего лишь способом подсадить пользователя на свои сервисы.

Есть два способа делать это. Первый — сложный, разрабатывать свою операционную систему или хотя бы устройства, раскручивать их, бороться за рыночную долю. Этот способ очень сложный, ведь даже у Microsoft это пока не получается, хотя определенные успехи они делают. Но это явно не невозможно, успех планшетов Kindle от Amazon доказал, что конкурировать с Google возможно, даже используя Android. В недалеком будущем это же продемонстрируют китайские производители первого эшелона.

Второй способ конкуренции попроще. Не вкладывая ни копейки в разработку и популяризацию ОС, можно сделать набор своих сервисов для нее и, работая с отдельными вендорами, внедрять их. Это позволяет добираться до пользователей с куда меньшими расходами. Пусть «лохи» из Google берут на себя расходы по разработке ОС, а мы будем стричь купоны с пользователей. Ведь если взять Android, выкинуть оттуда Google и предустановить свой софт — многие пользователи и не заметят, что вместо Chrome они используют Яндекс.Браузер, а вместо PlayStore — соответствующий магазин Яндекса. Но кто в этом случае получит деньги пользователя (как прямые, так и косвенные) — очевидно.

Одна проблема — Google не хотят быть такими глупыми и своими деньгами спонсировать чужую прибыль, поэтому, используя свое право «собственника», Google выдавила сторонние сервисы с Android. По словам представителей Яндекса, условие «корпорации добра» простое: или вы устанавливаете сервисы Google, или что угодно кроме них, но тогда вы не получаете Google Play, Drive и все остальное. Разумеется, телефон без Google Play мало кому интересен, и поэтому от установки сторонних сервисов почти все производители отказались. А заинтересовать пользователей добровольно устанавливать ПО от Яндекс у последних не получилось.

В результате это приводит к такой вот безрадостной картинке.



Это — рейтинг поисковых систем на российском рынке, на котором Яндекс всегда был силен, но сокращение доли компании налицо. Думаю, если взять отдельную статистику по мобильным устройствам, падение будет еще ярче.

Добавляется к этому тот факт, что сервисы от Яндекса все-таки уступают качеством решениям Google, начиная с фильтрации спама в почте и заканчивая количеством приложений в мобильном магазине компании.

Ну и наконец, третьим фактором является постоянное падение акций Яндекс на бирже, обусловленное сложившейся политической обстановкой.

Поняв, что конкурировать в прямой борьбе у них не получается, в Яндекс решили пойти на крайние меры и привлечь к борьбе госаппарат в лице Федеральной Антимонопольной Службы. По словам Яндекса, Google пользуется своим «монопольным положением», для того чтобы не давать Яндекс переустанавливать свои сервисы. Представьте, например, вы построили фирменный магазин и продаете в нем свои товары, ваши товары популярны, и у магазина много клиентов. Тут приходит конкурент и пытается поставить свой прилавок в вашем магазине. Что вы будете делать? Конечно же, попросите конкурента удалиться. Конкурент идет в ФАС, и те заставляют вас торговать товарами конкурента в вашем магазине. При том что вы продолжаете платить налоги на землю, оплачивать счета за электричество и т. д., часть денег идет конкуренту, который не несет никаких расходов и поэтому может демпинговать. Именно так в понимании Яндекса выглядит «честная конкуренция».

В компании попытались объяснить свои действия, проведя аналогию с прецедентом запрета Internet Explorer и Windows Media Player в операционной системе Microsoft в Европе. Аналогия, в общем-то, верная, тем более что и в том случае мера была абсолютно протекционистской и не имела ничего общего с обеспечением честной конкурентной борьбы. И в случае Windows, и в случае Android — речь о монополии вести нельзя, поскольку конкуренты у них есть. То, что они не так популярны — не вина Microsoft и Google. Более того, даже на базе Android можно создавать полноценный продукт без вмешательства Google, что доказано Amazon. Просто это более дорогой и сложный путь, идти по которому далеко не все хотят.

Отдельно стоит отметить, насколько удачный момент выбрали в Яндексе. Сейчас, в разгар политической борьбы, компании достаточно провести пиар-компанию в стиле «защитим отечественного производителя в нашем лице», чтобы добиться успеха в своем начинании по выдавливанию конкурента нерыночными методами. Но попытки прикрыть эти действия заботой о пользователях и рассуждениями о «честной борьбе» не выглядят убедительно. Для заботы о пользователях надо улучать собственные сервисы, а честная борьба возможна только тогда, когда обе стороны несут расходы одинаково. Таким образом, обращение в ФАС четко показывает, что в честной борьбе Яндекс, к сожалению, проигрывает.

Tags: интернет
Subscribe
promo antony_w august 17, 2014 11:48 18
Buy for 10 tokens
Есть блог, в котором написано много постов про роботов: ссылка И там есть несколько статей о замене рабочих мест человека роботами: Уже к 2018 году роботы отберут у человека часть профессий Рабский труд без зарплаты Армия роботов: зачем она нужна обильной людьми Поднебесной и кому может…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments