antony_w (antony_w) wrote,
antony_w
antony_w

О пенсии можно не думать

Пенсионные накопления – это положительные или отрицательные для пенсионеров изменения? И как часто мы задаем себе вопрос - нужно ли думать о пенсии и грозит ли она вам лично.

С 2002 года для мужчин 1953 г.р. и женщин 1957 г.р. по пенсионной реформе в порядке эксперимента ввели новый элемент трудовой пенсии – накопительную часть трудовой пенсии по старости, разделив общие страховые взносы (тогда налоги) на две части – страховую и накопительную. Кроме того, в трудовую пенсию по старости входила и базовая часть пенсии, формируемая из средств федерального бюджета по единому тарифу.

Эксперимент уже через несколько лет доказал, что минимальные взносы для старшей категории граждан, имеющих накопительную часть пенсии, не позволяют накопить значимые суммы. Администрирование взносов было слишком дорогим (программное обеспечение, набор и обучение сотрудников, рабочие места…), поэтому их решили просто забрать в «общий котел» - страховую часть пенсии. Но группа обеспокоенных ущемлением своих прав людей через конституционный суд восстановила себе, а заодно и всем в этой категории, накопительную часть пенсии.

Экономического смысла эти действия не имели, поскольку речь идет о суммах от нескольких рублей (!) до нескольких тысяч, а вот внимание к ситуации привлекли. В 2002 году появилась категория граждан (1967 г.р. мужчины и женщины) с более полноценной накопительной частью пенсии, размер накоплений у них уже приближается к серьезным суммам (от 100 000 рублей на счету).

Возможность наследования средств, если человек не успел выйти на трудовую пенсию, позволяет получить от государства помощь семьям после потери одного из членов, а какому-нибудь новому писателю описать ситуацию с молодым человеком и его топором (фамилия Раскольникова может быть использована еще раз), пожилой женщиной и их взаимоотношениями в сфере пенсионного законодательства.

Ставки для расчета прироста своей пенсии гражданам 1967 г.р. и моложе (в гражданской сфере на официальной работе) до реформы 2015 года.


Базовая часть



Страховая часть



Накопительная часть



2004 год



14 %



10 %



4 %



2005 – 2007 годы



6 %



10 %



4 %



2008-2010 годы



6 %



8 %



6 %



2011-2013 годы



20%



6%



2014-2015 годы



26%



0%



 * Для мужчин с 1953 года по 1966 год и женщин с 1957 год по 1966 год - с 2002 года по 2005 год накопительная часть 2 %.




Как видно из таблицы, реформа 2002 года двигалась поступательно до 2011 года, хотя еще в 2008 году были подведены первые итоги и стало понятно, что за несколько лет эффективного накопления средств не произошло. Два кризиса, непонимание проводимой реформы, отсутствие ответственного лица или госоргана (!) изменили отношение к накопительной части пенсии у части правительства и появилось желание что-нибудь изменить, не дожидаясь результатов реформы (то есть, свернуть на середине и придумать что-то новое).

Тогда же была произведена давно назревшая «валоризация пенсионных прав» граждан, в ходе которой заметно изменились размеры пенсий. Но выявились и неприятные моменты – трудовая пенсия у ветеранов труда многих низкооплачиваемых отраслей стала близка пенсии иждивенцев, социальная пенсия стала выше трудовой, базовую часть пенсии осторожно вписали в страховую часть пенсии. Государство пока платит в так называемую солидарную часть страховой части пенсии, но пути отхода от своих обязательств на треть оставило, в 2015 году этот момент прикрыли при введении обязательной выплаты в трудовой пенсии, но подобные действия показывают возможности по регулированию размера пенсий с любой стороны…

Подсчет плюсов и минусов у экономического и социального блока стал предметом ожесточенных споров:

Плюсами стали: рост ликвидности фондового рынка, капитализация компаний, приток «длинных» денег с низкой процентной ставкой кредита (ЦБ же не готов давать много «дешевых» денег, пришлось набирать за рубежом), регулирование рынка ОФЗ с понятными Минфину суммами размещения и обязательной их покупкой НПФами, развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг и реальная конкуренция с зарубежными компаниями за внутреннего инвестора, после 2008 года большая часть рынка поддерживается пенсионными накоплениями, экономия для государства из-за перекладывания ответственности за индексацию пенсионных накоплений (индексация государством на инфляцию из федерального бюджета против инвестиционного прироста от компаний дают только за 2014 год государству упрощенно 330 млрд. рублей экономии, пусть частично и через формат ОФЗ), появление программы софинансирования на готовую почву, рост доверия населения к пенсионной реформе (что благополучно сейчас разрушается).

Минусами стали: вывод части средств ПФР из постоянного оборота получения и выплат средств от будущих пенсионеров для нынешних (принцип пирамиды), низкое вовлечение населения в выборе вариантов пенсионного обеспечения (о чем им корректно так и не объясняли до 2013 года), относительно низкая эффективность на первом этапе инвестирования денег и законодательства (закон о выдаче пенсионных накоплений появился только к 2012 году…), мошенничества со стороны некоторых лиц из НПФ и их агентов, а также коррупция в ПФР, низкая прозрачность работы НПФ (социальные структуры работали в экономической плоскости, отсюда и нюансы), прирост пенсионных накоплений дает наибольший эффект в последние пять лет, а женщины в нем не участвуют и разрыв в размере накопительной части пенсии у мужчин и женщин примерно равен 100% (в два раза).

Общим итогом пока считается временный отказ от продолжения развития накопительного компонента, хотя с 2013 года рост эффективности госрегулирования в этой сфере позволяет поставить твердую пятерку (в других отраслях эффективность так серьезно не выросла).

Спорные моменты в 2015 году присутствуют и их больше, чем хотелось бы экспертам и населению, но есть вероятность создания устойчивой пенсионной системы и качественного улучшения жизни пенсионеров в долгосрочной перспективе.

Введение новых законов и норм позволяют пройти путем проб и ошибок, со всеми «шишками и граблями», но найти тот самый путь, что приведет к конкретным улучшениям. Все страны пытаются найти баланс – повысить пенсионный возраст, сделать полностью накопительную или распределительную пенсии, повысить налоги и взносы, увеличить количество трудоспособных граждан в стране и с рабочим местом каждому, но только у нас пошли по всем возможным путям одновременно.

Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продуктов «СОЛИД Менеджмент». Специально для «Рамблер Финансы».

Tags: Россия, пенсия
Subscribe

promo antony_w august 17, 2014 11:48 18
Buy for 10 tokens
Есть блог, в котором написано много постов про роботов: ссылка И там есть несколько статей о замене рабочих мест человека роботами: Уже к 2018 году роботы отберут у человека часть профессий Рабский труд без зарплаты Армия роботов: зачем она нужна обильной людьми Поднебесной и кому может…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments