antony_w (antony_w) wrote,
antony_w
antony_w

Звезда по имени Кэти: на чем зарабатывает самая богатая певица мира

Черный «Мерседес» бесшумно крался на рассвете сквозь римские пробки, когда в моем айфоне раздался звонок. Таинственный голос – родом словно из романов Джона ле Карре – заговорщицки произнес: «Немедленно выйдите из автомобиля». Повинуясь, я прошагал полмили до Колизея и перезвонил.

Шпионские приемы – часть подготовки к интервью с Кэти Перри, одной из самых высокооплачиваемых мировых звезд по итогам 2014 года. За моей машиной и впрямь увязались трое папарацци, так что руководить поездкой дистанционно пришлось водителю певицы. Пешеходную часть маршрута курировал глава ее личной службы безопасности. Откуда-то из невидимого укрытия он вел меня мимо Форума и статуй императоров, пока я не уперся в Триумфальную арку Тита. Слева от нее, в белой фетровой шляпе и широких «рэйбэнах» для сохранения инкогнито в толпе туристов, меня ждала виновница многоходовой постановки.

Кэти увлеченно болтала со своим персональным гидом, итальянским специалистом по истории искусств с внешностью Рона Уизли. Певицу интересовало, с какими животными гладиаторы бились на арене Колизея. «Значит, они не знали, кто будет их противником», – констатировала она после разъяснений. В этот момент раздалась вспышка: уличный торговец разоблачил конспирацию и с помощью палки для селфи сфотографировал себя со звездой. Перри реагирует молниеносно: «Уходим. Что у нас дальше по программе?»

Рокеры в Парагвае

В последние полтора года она привыкла жить в бешеном ритме. Все это время длится ее тур Prismatic World Tour. Певица собрала уже десятки стадионов, а за ее живым выступлением в перерыве Супербоула в этом году следили 118,5 млн телезрителей. Завершится все осенью в Южной Америке, когда Кэти в статусе хедлайнера закроет фестиваль Rock in Rio в Бразилии перед 100-тысячной толпой.

По оценке Forbes, в отчетный период с июня 2014-го по июнь 2015 года доход певицы до выплаты налогов составил $135 млн. Это больше, чем у ее коллег по цеху Тейлор Свифт, Рианны и Майли Сайрус вместе взятых, а среди знаменитостей больше заработали только участники «боя века» боксеры Флойд Мэйуэзер и Мэнни Пакьяо. Перри не боится показаться нескромной: «Я горжусь тем, что я босс и управляю собственной компанией. Я предприниматель и не собираюсь этого стесняться – хочу наслаждаться успехом».

Успех Кэти не знает границ: из 124 концертов, что она дала за год, 75 состоялись за пределами США. География шоу охватывает 27 стран и четыре континента. Хиты Перри – короткие и внятные, цепляющие и понятные – на самые общие темы, с акцентом на вечеринках (Last Friday Night), любви (The One that Got Away) и веселье (Birthday). Бонусом – яркие нешаблонные клипы. Dark Horse и Roar – третье и четвертое по популярности видео на YouTube за всю историю сервиса: у каждого – под два миллиарда просмотров.



Так что к гастролям американки публика готова в любом уголке планеты. По оценке менеджеров певицы, в среднем каждый зритель шоу тратит на атрибутику с именем звезды по $20. Это вчетверо выше среднего показателя по отрасли. 60% всей мерчендайзинговой выручки приходит из-за пределов Северной Америки.

«У нее талант захватывать максимально широкую аудиторию, темы ее песен резонируют, несмотря на культуру, расу или пол, – рассуждает клавишник The Rolling Stones Чак Ливелл. – Музыка идеально совпадает с лирикой, мелодии заразительные. Она настоящий глобальный артист».

Результаты Кэти впечатляют еще сильнее, если учесть, что за последние пятнадцать лет продажи альбомов на физических носителях сократились втрое – с 785 млн копий до 257 млн. Перри, вместо того чтобы присоединяться к хору критиков Spotify, приспособилась к духу времени. «Музыка изменилась, – певица пожимает плечами. – Альбом превратился в стартовую площадку для продвижения творчества по другим каналам».

Новая золотая жила – это гастрольные туры. По подсчетам аналитиков компании Ibisworld, концертный бизнес последние пять лет растет в среднем на 4,7% в год и только в США достиг оборота в $25 млрд. Собрать статистику по всему миру сложно, но 10 из 38 музыкантов-участников рейтинга самых высокооплачиваемых звезд по версии Forbes за последние 12 месяцев объездили не меньше, чем по десять стран.



Вместе с деньгами в индустрию приходит новое качество. Публичные операторы Live Nation и AEG помогают артистам организовывать туры и вести дела с профессионалами, избавляя звезд от риска работы с мошенниками и лишних хлопот. Территорий, пригодных для гастролей, все больше. В 1990-е с падением Берлинской стены стали доступны восточноевропейские рынки, в США появляются все новые современные арены наподобие площадок клубов НБА, а жители Азии и Южной Америки превращаются в платежеспособную аудиторию, готовую платить за билеты столько же, сколько европейцы и американцы, и делать высокобюджетные шоу рентабельными. «Концерты групп масштаба Aerosmith теперь можно организовывать, условно, в Парагвае, – говорит Гари Бонджованни, редактор отраслевого портала Pollstar. – Раньше представить себе подобное было невозможно».

Дьявольские яйца

Когда за несколько дней до наших римских приключений я познакомился с Перри, в ее лос-анджелесском офисе меня первым встретил карликовый спаниель Баттерс, который с лаем носился вокруг дома, как заправский хозяин. Бизнес-империей под названием «Кэти Перри» управляет триумвират менеджеров – британец Мартин Киркап, ответственный за маркетинг, и американцы Брэдфорд Кобб и Стив Дженсен – в компетенции первого творчество подопечной, а второй – ветеран индустрии – курирует концертное направление. Над стойкой ресепшн в офисе висит желто-синий блестящий футбольный шлем с инициалами K.P., в холле – доска для серфа со слоганом Katy Perry Teen Choice 2010 и огромная розово-красно-оранжево-желтая гитара под стать разве что Шакилу О’Нилу.

Через десять минут Перри освобождается после совещания с Коббом и Дженсеном. Она одета в черно-белый тренировочный костюм Adidas, волосы собраны в хвостик. Это домашняя маскировка: Кэти давно установила, что, если каждый день носить одну и ту же униформу, папарацци хотя бы на время оставляют тебя в покое.

«Я люблю наряжаться и быть Кэти Перри, когда того требуют обстоятельства, когда я что-то рекламирую, – объясняет певица, пока мы идем в конференц-зал и усаживаемся за полукруглый белый диван. – Но в бизнесе я остаюсь Кэтерин Хадсон».

Хадсон – настоящая фамилия Перри. Уроженка калифорнийской Санта-Барбары, она взяла в качестве псевдонима девичью фамилию матери, чтобы избежать путаницы с актрисой Кейт Хадсон. Родители певицы – ярые христианские миссионеры, которые постоянно переезжали с места на место и молились в разных церквях. Семья жила бедно. По воспоминаниям Кэти, порой ей приходилось буквально выживать за счет помощи благотворительных миссий. В религиозном рвении отец и мать запрещали дочери даже упоминать «силы зла» – в доме, к примеру, не готовили ни хлопья Lucky Charms, ни яйца со специями (deviled eggs). Сегодня родители Кэти поддерживают, несмотря на то, что им не нравятся ее песни и провокационный имидж. «Каждый остался при своих мнениях, но мы понимаем друг друга», – говорит звезда.

На языке бизнеса

Она начала петь в девять лет, а четырьмя годами позже выучилась играть на гитаре. Вскоре Перри уже писала песни и зарабатывала по $20, выступая на фермерских ярмарках. Один из прихожан церкви, где тогда молились ее родители, заметил талантливую девочку и свел ее с представителями христианского музыкального лейбла из Нэшвилла. В 2001 году вышел дебютный альбом певицы, еще под именем Кэти Хадсон. Малоизвестная пластинка состояла из баллад в стиле христианский рок с названиями вроде «Вера неразрушима» (Faith Won’t Fail). Очень скоро лейбл закрылся, к счастью для Кэти похоронив ее карьеру в религиозной музыке.

Через два года в карьере все менее набожной, но все еще юной Перри случился прорыв – ей удалось добиться аудиенции у продюсера Глена Балларда, который работал с Майклом Джексоном и открыл миру Аланис Мориссетт. Отец Кэти подвез ее до особняка Балларда в Лос-Анджелесе и ждал дочь в машине, пока она играла на гитаре перед своим потенциальным боссом. «Я искал тебя с тех пор, как нашел Аланис», – вспоминает Перри первую реакцию продюсера. Сам Баллард добавляет: «Как и с другими большими артистами, произошла какая-то магия, нечто неосязаемое, но я твердо понимал – это ровно то, что нужно».

Продюсер подписал молодую певицу на свой небольшой лейбл и предложил ей стипендию в $1000 в месяц и переезд в Лос-Анджелес. Родители согласились с условием – Кэти должна была делить комнату с их знакомой латиноамериканкой из госпел-хора. Перри и Баллард в тандеме начали писать новые песни. Вскоре продюсер взял свою подопечную на первые гастроли в Париж, Токио и Гонконг, где она выступала на модных показах и в клубах. «За границей нас встречали лучше, чем дома», – говорит Баллард.

Вернувшись в Лос-Анджелес, Кэти подрабатывала продажей одежды в местных комиссионных магазинах и оттачивала артистические навыки в клубах вроде Hotel Café. После одного из выступлений с ней познакомился Кобб, который пригласил певицу к себе в офис. Там они быстро ударили по рукам. Кобб и его партнеры недолго раздумывали над идеей стать менеджерами Перри. «Она с порога начала сводить нас с ума, – вспоминает Киркап. – Прямо у моего кабинета она уселась на шпагат, подняла руки и закричала: «Привет, я Кэти!»

По-настоящему перезапустить карьеру Перри не удавалось. Певица еле сводила концы с концами, долги перед банками росли, так что ее Volkswagen Jetta однажды был взыскан в счет уплаты кредита, а менеджерам пришлось одалживать артистке деньги на аренду жилья.

В 2007 году Кэти и ее команда наконец пробились на лейбл – Capitol Records. Несмотря на дефицит опыта и отчаянную финансовую ситуацию, с точки зрения бизнеса певица вела себя дальновидно. При поддержке менеджеров она отстояла право на «музыкальную» сделку, то есть сохранила контроль над своими концертными планами и выручкой от продажи атрибутики. Она также отклонила шестизначный аванс ради долевого участия в продажах альбома. Стратегия сработала в 2009-м с выходом первого сингла-блокбастера I Kissed a Girl.



«В тот год люди вокруг только и говорили что о бисексуальности и сексуальности вообще, – рассказывает Перри о хите, который предсказуемо в штыки встретили ее родители. – Здесь чувствуется дух времени. Я просто подслушала чужие разговоры и обратила их в песню. Есть в ней и вау-фактор. Уже тогда я могла открыть любые двери, но знала, что не ограничусь этим».

Следом за I Kissed a Girl последовали еще десять синглов с того же альбома, включая Waking Up in Vegas и Hot N Cold. В 2010-м вышел следующая кассовая пластинка певицы Teenage Dream. Пять композиций с нее побывали на вершине чартов (так Кэти повторила рекорд Майкла Джексона), альбом был распродан тиражом в 6 млн копий.

Параллельно набирала обороты концертная деятельность Перри. Первый большой тур начался в Лос-Анджелесе в семитысячном Nokia Theater, продолжился аншлагами в Европе и Австралии и завершился тоже в Лос-Анджелесе – но уже в восемнадцатитысячнике Staples Center. Тогда же – в 2012-м – Кэти выпустила документальный фильм о гастролях Part of Me, который транслировался на больших экранах во время концертов, а в прокате при бюджете $6 млн собрал $33 млн.

Перри быстро превратилась в любимицу рекламодателей, готовых платить звездам семизначные суммы. Она приняла целую россыпь предложений о сотрудничестве от брендов, продукцией которых пользовалась сама, – косметики Proactiv и Covergirl, спортивного экипировщика Adidas и других. Певица выпустила два собственных аромата для Coty – Killer Queen и Royal Revolution (а третий, Mad Potion, поступит в продажу до конца 2015 года) – и пошла по пути актера Эштона Катчера, заключая с некоторыми компаниями контракты по схеме «участие в капитале в обмен на участие в рекламе». Так случилось, к примеру, с производителем снеков Popchips, в совладельцах которого теперь числится артистка. «Возможности таких сделок нельзя недооценивать, – говорит Кэти. – Я не люблю делать что-то, пока не стану частью этого процесса».

За предусмотрительность певице воздается сторицей. Особенно это касается концертов. В ноябре 2014 года Перри вернулась в Австралию и выручила от 23 шоу $40 млн, а затем с пятью выступлениями дебютировала на самом перспективном рынке мира – китайском. «Люди ценят, когда ты приезжаешь к ним. Они понимают, как сложно это делать», – говорит звезда. В КНР на государственном телевидении CCTV Китайский национальный оркестр исполнил ее хит Roar – трансляцию шоу смотрели более миллиарда человек.

Многие артисты воспринимают свои международные туры сквозь призму вечных логистических трудностей, но Перри, чье формальное образование закончилось на средней школе в 15-летнем возрасте, во время поездок по миру старается восполнить пробелы через экскурсии, будь то Колизей в Риме, Британский музей в Лондоне или шедевры Ренессанса во Флоренции. «Я не из тех, кто любит поторчать в отеле», – говорит певица. Кобб подтверждает: «Она тянется к знаниям. И ее не волнует, как к этому относятся окружающие».

Риски, которые создает пропасть между уровнем образования и врожденным умом, в случае Кэти стали самым сильным стимулирующим фактором. Чтобы защитить свои интересы, она лично посещает все деловые встречи и вникает в профессиональные детали, которые другие звезды предпочитают делегировать. И несмотря на яркость, успех и статус секс-символа, сильнее всего Перри льстит, когда с ней как с равной обсуждают бизнес-вопросы. «Вы называете меня интересным собеседником», – в какой-то момент говорит она мне. И голос звучит так мягко, будто я только что произнес лучший в ее жизни комплимент.

Полет в стратосферу

Вы, должно быть, видели момент, когда Кэти обрела статус поп-иконы: это случилось 1 февраля 2015-го, когда в течение двенадцатиминутного выступления в перерыве Супербоула на стадионе Университета Феникса певица успела покататься на аудиоанимированном льве и исполнить вирусный танец в компании плюшевых акул. Удивительно, но Перри при этом не продавала никакого конкретного продукта (хотя позднее и пыталась заполучить права над превратившейся в мем «Акулой слева»): в отличие от предшественников-хедлайнеров Супербоула она не презентовала новую пластинку и не анонсировала свои американские концерты (часть тура по Штатам к тому времени уже отгремела, а билеты на концерты за рубежом давно были распроданы).

Эффект от шоу был в другом: имя Кэти Перри стало настоящим брендом. «Из категории больших звезд она отправилась на недосягаемую высоту, куда-то в стратосферу», – говорит Дженсен. Со дня Супербоула-2015, по его словам, менеджеры певицы получают по два-три предложения в неделю об участии в рекламе, совместных предприятиях или ролях в кино. И без того головокружительные суммы гонораров, которые готовы платить потенциальные партнеры, выросли вдвое. Большую часть оферт Кэти по-прежнему отклоняет, но иногда выбирает что-то и по традиции глубоко погружается в тему. Так случилось и с мобильным приложением Katy Perry, которое осенью 2015 года выпустит разработчик Glu – стартап, уже выпустивший сверхуспешную игру для смартфонов с Ким Кардашьян. Интерес Перри – семизначный аванс и доля в выручке. За последнее время она также стала лицом новой линии модного бренда Moschino и снялась в рекламе Toyota в Таиланде.

В стратосфере у тебя совсем другие возможности – и Кэти это прекрасно понимает. «Я не воспринимаю свою карьеру как сиюминутную историю успеха, бомбу, которая вот-вот взорвется, – рассуждает артистка. – Я не собираюсь всегда следовать лекалам шоу-бизнеса. У меня свой путь, йо».

Эти означает, что Перри, которая с ранних лет привыкла биться за свой успех, может «на минутку запарковаться». После того, как закончится тур, она планирует каникулы, чтобы «пожить нормальной жизнью и зарядиться впечатлениями для новой музыки». Певица, которая не выезжала за пределы Штатов фактически до взрослого возраста, хочет посетить Перу (конечно же, чтобы полюбоваться Мачу-Пикчу) и Кубу. При ее целеустремленности сомнений в том, что задуманное реализуется, фактически нет, – как и в том, что мы еще долго будем видеть Кэти в рейтингах Forbes.

Tags: доход, музыка
Subscribe

Posts from This Journal “доход” Tag

promo antony_w august 17, 2014 11:48 18
Buy for 10 tokens
Есть блог, в котором написано много постов про роботов: ссылка И там есть несколько статей о замене рабочих мест человека роботами: Уже к 2018 году роботы отберут у человека часть профессий Рабский труд без зарплаты Армия роботов: зачем она нужна обильной людьми Поднебесной и кому может…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments