antony_w (antony_w) wrote,
antony_w
antony_w

Французы помогут создать 3D-модели Денисовой пещеры и других памятников археологии Сибири



Разработанная французскими учеными технология 3D-визуализации археологических памятников и предметов древнего искусства будет использована сибирскими учеными при создании трехмерных моделей артефактов из Денисовой пещеры, алтайских наскальных рисунков и других исторических объектов, сообщила журналистам один из участников совместного российско-французского проекта, проректор Новосибирского государственного университета (НГУ) Людмила Лбова.

"(Ранее) мы начали обработку целой серии древнейших украшений с памятников Сибири. В первую очередь это такой известный, уникальный объект как Денисова пещера. Это Малая Сея (Хакасия), несколько объектов в зоне Байкала. В последний год мы подобрались к очень важной и сложной задаче — виртуализации уникального наследия сибирского верхнепалеолитического памятника Мальта (Иркутская область), который был открыт в 1926-28 году", — сказала она.

Лбова отметила активное участие французских коллег и в предыдущие годы совместной работы. 9 ноября в НГУ официально открылась «зеркальная» российско-французская лаборатория мультидисциплинарных исследований первобытного искусства Евразии. В проекте принимают участие университеты Бордо и Савойи, Институт археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН.

Совместная работа уже привела к новым открытиям

Созданию лаборатории предшествовали совместные работы российских ученых на Алтае, в том числе на плато Укок. Заместитель директора ИАЭТ СО РАН Вячеслав Молодин заметил, что французская технология позволила сибирским ученым увидеть то, что долгое время ускользало от их внимания.

"Объект (плато Укок) очень сложный: все это нанесено на гранитных плоскостях и очень сильно временем нивелировалось. Чтобы работать с этими изображениями, требуется особое освещение, это очень кропотливая работа. Привлечение опыта наших французских коллег позволило открыть новые сюжеты, которые не были до этого известны, были найдены изображения, которые мы просто не видели", — сказал он.

Ученый предположил, что возраст «обнаруженных» на плато Укок изображений животных, прежде всего лошадей, около 12-14 тысяч лет. Они выполнены в манере, которая характерна для искусства позднего плейстоцена. «На сегодняшний день это один из самых древних пунктов на территории Центральной Азии с такими рисунками. Я очень рад, что наши французские друзья и коллеги в этом принимают активное участие», — добавил Молодин.

Он предположил, что, имея на руках 3D-модель рисунков, его коллеги из разных стран могли бы подключиться к решению этого вопроса о возрасте рисунков.

Особенности 3D-моделирования французских ученых

Предложенная французами технология 3D-моделирования позволяет с высокой точностью фиксировать археологические объекты и предметы искусства для их сохранения и детального изучения, а затем и воспроизводить для широкой публики, которая обычно не имеет к ним доступа.

Французский археолог, научный руководитель «зеркальной» российско-французской лаборатории мультидисциплинарных исследований первобытного искусства Жан-Мишель Женест отметил, что новый метод также позволяет иначе интерпретировать наскальную живопись, которая, по его словам, почти всегда символична. Изображая оленя или лошадь, древний художник не обязательно воссоздавал действительность, а мог выражать некую мысль, важную для его социума и культуры, разгадать которую особенно ценно.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo antony_w august 17, 2014 11:48 18
Buy for 10 tokens
Есть блог, в котором написано много постов про роботов: ссылка И там есть несколько статей о замене рабочих мест человека роботами: Уже к 2018 году роботы отберут у человека часть профессий Рабский труд без зарплаты Армия роботов: зачем она нужна обильной людьми Поднебесной и кому может…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments