В недавнем эссе профессора права Джона Макгинниса под названием «Машины против юристов» рассказывается, как машинное обучение и другие цифровые технологии могут в ближайшее время изменить профессию юриста, а значит – и общенациональные политические дебаты, в которых адвокаты играют ключевую роль.
«Эта тема и моя жизнь тесно связаны: после юридической школы вместо того, чтобы получить удостоверение адвоката, я стал консультировать общественные и правительственные организации по вопросам пересечения компьютерных технологий, права и публичной политики», – отметил профессор.
Это достаточно увлекательная идея, однако я думаю, что она только наполовину правильная: значение количественных данных в национальной политике, вероятно, станет увеличиться со временем, но будет иметь значение для периферии, а не для ведения основных идеологических дебатов. Я сомневаюсь, что когда-нибудь компьютеры будут лучше прогнозировать непреднамеренные, непредвиденные результаты, которые так часто вытекают из государственной политики. Кто знал, например, что стандарты экономии топлива для автомобилей, выложенные в законе «О среднем расходе топлива автомобилями, выпускаемыми корпорацией», сделают машины меньше и легче, чем хотели некоторые водители, что, в свою очередь, вызовет спрос на неэкономичные внедорожники, которые не подпадают под действие закона, потому что считаются грузовиками», а не автомобилями.
Мы действительно в скором времени можем увидеть относительное продвижение в политике людей, которые ориентируются на количественные значения, в отличие от сегодняшних адвокатов, риторика которых направлена на сравнение качественных показателей. Но фактическая задача любого правительства заключается в том, чтобы постоянно становиться все более сложным в силу применения технологий.
Системы усложняются и становятся более взаимозависимыми. Определение политического курса по-прежнему остается в руках политиков, и эту функцию невозможно заменить количественным анализом. Я думаю, что, вероятно, интеллектуальные адвокаты будут занимать центральное место в общественной жизни. Но компетенция в количественных характеристиках может частично вытеснить риторику из набора навыков идеального адвоката.
Наблюдения Макгинниса также указывают на более широкие политические проблемы, обусловленные увеличением сложности и непрозрачности компьютеризированных систем для принятия решений. Институциональные вопросы, которые влияют на ключевые обстоятельства в жизни людей – от занятости и ипотечного кредитования до полицейской деятельности, – все чаще решаются с помощью систем машинного обучения, этот процесс глубоко устойчив для восприятия человеком. Это фундаментальный вызов для отчетности и оперативности принятия правительством решений. Требование, чтобы они были понятными для людей, на которых влияют, противоречит желанию использовать новые технологии для достижения более успешных решений, как бы этот успех ни определялся.
Journal information